Информация по оцениванию учебных достижений учащихся 10, 11, 12 классов

Утверждены решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от 15 августа 2016 года (протокол № 39)

(изменения и дополнения от 17.08.2017 №42, 22.08.2018 №48; 17.01.2019 №2; 15.08.2019 №37)

 

Правила критериального оценивания учебных достижений учащихся 1-11 классов автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

  1. Основные положения

1. Правила критериального оценивания учебных достижений учащихся 1-11 классов автономной      организации      образования      «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – Правила) определяют порядок проведения критериального     оценивания     учебных   достижений    учащихся     филиалов автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы», основным    предметом    деятельности     которых     является    образовательная деятельность    (далее     –    Интеллектуальные     школы),     обучающихся    по Образовательной программе АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» -NIS-Рrogramme, утвержденной решением Правления автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» (далее – АОО) от 16 августа 2017 года (протокол № 41) (далее – Образовательная программа).

2. Действие настоящих Правил    распространяется    на     учащихся Интеллектуальных школ, оценивание учебных достижений которых проводится согласно графику внедрения усовершенствованной модели критериального оценивания в соответствии с приложением 1 к настоящим Правилам.

3. В настоящих Правилах используются следующие определения:

1) дескриптор характеристика, описывающая действия при выполнении заданий;

2) критериальное    оценивание    –    процесс    соотнесения     реально достигнутых учащимися результатов обучения с ожидаемыми результатами обучения на основе выработанных критериев;

3) критерий оценивания – признак, на основании которого проводится оценка учебных достижений учащихся;

4) модерация – процесс обсуждения работ учащихся по суммативному оцениванию за четверть с целью стандартизации выставления баллов для обеспечения объективности и прозрачности оценивания;

5) портфолио     учащегося     –     способ     фиксирования     и     накопления индивидуальных учебных достижений учащегося по предметам за учебный год;

6) рубрика – способ описания уровней учебных достижений учащихся в соответствии с критериями оценивания;

7) сквозная тема учебной программы – единый сквозной компонент содержания учебной программы, использующийся как инструмент интеграции знаний и умений из разных предметных областей для достижения цели обучения конкретного учебного предмета;

8)    спецификация суммативного оценивания за четверть – требования к структуре и содержанию суммативного оценивания за четверть и его проведению;

9)    суммативная работа – работа учащегося, предназначенная для определения уровня учебных достижений    учащегося по предмету за раздел/сквозную тему учебной программы и определенного учебного периода (четверть, учебный год, уровень образования);

10) суммативное оценивание – вид оценивания, который проводится по завершении     изучения     разделов/сквозных     тем      учебных     программ, определенного      учебного      периода    (четверть,    учебный    год,      уровень образования);

11) схема выставления баллов – схема, используемая учителями для установления единых норм по выставлению баллов к заданиям суммативного оценивания за четверть;

12) уровень учебных достижений учащихся – степень развития учебных достижений учащихся в соответствии с критериями оценивания;

13) формативное оценивание – вид оценивания, который проводится в течение учебного процесса, обеспечивает обратную связь между учителем и учащимся и позволяет своевременно корректировать обучение;

14) цели    обучения        утверждения,   формулирующие    ожидаемые результаты по достижению знаний, понимания и навыков в течение курса обучения по предмету в соответствии с учебной программой;

15) электронный журнал критериального оценивания – электронный документ, в котором выставляются результаты суммативного оценивания (за раздел/сквозную тему, четверть) и осуществляется автоматический подсчет и перевод баллов по формуле четвертных, годовых и итоговых оценок;

16) учащийся с особыми потребностями – учащийся, имеющий врожденное или приобретенное заболевание (временная нетрудоспособность, инвалидность);

17) обеспечение особых условий – организация и создание условий для учащегося с особыми потребностями в период проведения суммативного оценивания.

4. Критериальное оценивание учебных достижений учащихся проводится по всем учебным предметам с целью проверки уровня освоения содержания учебной программы.

5. Система критериального оценивания     включает     формативное оценивание и суммативное оценивание.

2. Порядок проведения формативного оценивания

6. Формативное оценивание определяет уровень освоения знаний и сформированности навыков учащихся в процессе обучения, позволяет выявить трудности и помочь в достижении целей обучения учебных программ.

7. При формативном оценивании      предоставление      учителями Интеллектуальных школ обратной связи учащемуся обязательно. Выставление баллов и оценок не проводится.

8. Формативное оценивание осуществляется с применением различных приемов и методов оценивания (опрос, практическая работа, лабораторная работа, проект, тест и др.) на разных этапах учебной деятельности (процесс объяснения темы, выполнения заданий, проверки заданий и др.).

9. Используются индивидуальная, парная    и     групповая    формы организации работы.

10. В результате формативного   оценивания    учитель    своевременно корректирует учебный процесс, устраняет возможные пробелы и недочеты учащихся до проведения суммативного оценивания.

11. При формативном оценивании учащиеся достигают целей обучения в соответствии с учебными программами по предметам.

12. В случае отсутствия учащегося по уважительной причине (болезнь, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах и научных соревнованиях), пропущенный материал должен быть освоен в течение двух недель с последующим достижением целей обучения после прибытия учащегося в школу.

13. Результаты формативного оценивания    не     учитываются    при выставлении четвертных и годовых оценок.

3. Порядок проведения суммативного оценивания

14. Суммативное оценивание проводится с целью определения уровня учебных достижений учащихся по завершении изучения разделов/сквозных тем учебных программ и определенного учебного периода (четверть, учебный год) с выставлением баллов и оценок. По результатам суммативного оценивания предоставляется информация о прогрессе учебных достижений, учащихся учителям, учащимся, родителям или иным законным представителям.

15. Суммативное оценивание проводится по всем предметам, кроме предмета «Самопознание».

15-1. Суммативное оценивание за четверть не проводится по предмету «Физическая культура».

15-2. Суммативное оценивание за четверть не проводится в 4 четверти по предметам, где проходит внешнее суммативное оценивание.

16. Разработка заданий суммативного оценивания за разделы/сквозные темы учебных программ осуществляется учителями Интеллектуальных школ на основе учебной программы и учебного плана по предмету.

17. Разработка суммативных работ за четверть и схем выставления баллов осуществляется методическими объединениями Интеллектуальных школ на основании учебной программы, учебного плана по предмету и спецификаций суммативного оценивания за четверть, разработанных филиалом «Центр педагогических измерений» АОО и рекомендованных Методическим советом АОО.

18. Филиал АОО «Центр педагогических измерений» (далее – ЦПИ) совместно с учителями Интеллектуальных школ проводит онлайн экспертизу суммативных работ за четверть и схем выставления баллов в разделе «Оценивание» на сайте «База педагогических знаний» (sk.niedu.kz).

19. Суммативные работы за четверть и схемы выставления баллов утверждаются приказом директора Интеллектуальной школы.

19-1. По предметам с недельной нагрузкой 1-2 часа суммативное оценивание за четверть не превышает 40 минут. По предметам с недельной нагрузкой 3 часа и более суммативное оценивание за четверть не превышает 80 минут.

Данные     нормы    времени     не     распространяются    на     предметы образовательной области «Язык и литература». Продолжительность проведения суммативного оценивания за четверть по предметам образовательной области «Язык и литература» регламентируется в спецификации суммативного оценивания за четверть. Оценивание навыка «говорение»/«слушание и говорение» проводится в течение недели, в которую запланировано проведение суммативного оценивания.

20. График проведения суммативного оценивания за четверть по предметам утверждается приказом директора Интеллектуальной школы в соответствии со сроками, установленными в Политике оценивания и доводится до сведения учителей, учащихся, родителей или иных законных представителей в начале четверти. В учебный день проводится не более 2-х суммативных работ за четверть.

20-1. В случае действия обстоятельств непреодолимый силы, то есть чрезвычайных, непредотвратимых и других (стихийные явления, военные действия и т.п.), при условии, что эти обстоятельства не зависели от воли сторон и сделали невозможным проведение суммативного оценивания за четверть в установленные сроки, допускается изменение срока проведения суммативного оценивания за четверть на основании приказа директора школы.

21. Выполнение суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и четверть обязательно для всех учащихся.

21-1. График проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему Интеллектуальная школа устанавливает и утверждает самостоятельно протоколом заседания методического объединения.

22. Повторное выполнение (переписывание) суммативного оценивания за раздел/сквозную тему, четверть и за год не допускается.

23. В случае отсутствия учащегося во время проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и/или четверть по уважительной причине (болезнь, смерть близких родственников, участие в конференциях, олимпиадах и научных соревнованиях), учащийся должен пройти его в течение двух недель после прибытия в школу, при этом используются дополнительные варианты заданий суммативного оценивания по темам/разделам, который изучил учащийся.

В случае отсутствия учащегося во время проведения суммативного оценивания за раздел/сквозную тему и/или четверть по неуважительной причине (без представления медицинской справки, установленной формы, приказа директора Интеллектуальной школы) за суммативную работу выставляется «0» баллов.

В случае выявления нарушений принципов академической честности во время               проведения     суммативного     оценивания      применяются      меры ответственности, предусмотренные Правилами соблюдения академической честности учащимися и Правилами внутреннего распорядка для учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ.

23-1. При переводе учащегося внутри сети Назарбаев Интеллектуальных школ, принимающая Интеллектуальная школа определяет разницу учебных предметов по Образовательной программе и программе Международного Бакалавриата на основе перечня изученных учебных предметов, отраженных в соответствующем Типовом Учебном Плане филиалов АОО «Назарбаев Интеллектуальные          школы»,                                  утверждаемом                     решением    Правления   АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», а также в табелях успеваемости. По предметам, которые не изучались учащимся, принимающая Интеллектуальная школа в недельный срок составляет график индивидуальных занятий (далее – график), организует обучение в соответствии с графиком с последующей сдачей суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и суммативного оценивания за четверти за соответствующий период обучения в срок не позднее 25 августа текущего года.

24. Баллы суммативного оценивания     за     раздел/сквозную    тему выставляются     в     соответствии     с    дескрипторами,     баллы   суммативного оценивания за четверть выставляются в соответствии со схемами выставления баллов.

25. Для объективности и прозрачности оценивания результатов обучения учащихся учителями проводится процесс модерации суммативного оценивания за четверть.

26. Суммативные работы за четверти со схемами выставления баллов хранятся в портфолио учащихся. Суммативные работы за разделы/сквозные темы с критериями оценивания и дескрипторами хранятся у учителя.

27. Ответственность за ведение и сохранность портфолио учащегося несут кураторы.

28. Портфолио учащихся являются именными и должны быть доступными для всех учителей,    администрации,    родителей    или    иных    законных представителей.

29. Портфолио учащегося хранится в Интеллектуальной школе в течение одного учебного года.

30. По окончании каждого    учебного   года    портфолио   учащегося уничтожается по акту в соответствии с приложением 1-1 к настоящим Правилам.

30-1. При переводе учащегося в другую Назарбаев Интеллектуальную школу портфолио учебных достижений учащегося выдается вместе с личным делом учащегося его родителям или иным законным представителям.

4. Порядок проведения модерации суммативного оценивания за четверть

31. Модерация суммативного оценивания за четверть предназначена для обсуждения результатов суммативных работ учащихся с целью стандартизации оценивания.

32. Модерация проводится учителями одного предмета и параллели классов.

33. Модерация проводится в конце каждой четверти. Время между проведением суммативного оценивания за четверть и проведением модерации не должно превышать более 3 рабочих дней. По итогам модерации результат по суммативной работе за четверть может быть изменен.

34. Администрация школы совместно с руководителями методических объединений заранее планируют время и место проведения модерации, утверждают председателя заседаний    по    модерации,    который    будет регулировать процесс обсуждения работ.     Председателем модерации может быть, как руководитель методического объединения, так и любой учитель-предметник.

35. До проведения модерации суммативные работы учащихся за четверть (далее – работы) предварительно проверяются учителем.

Из проверенных работ учителя отбирают три работы, зашифровывают и готовят их копии для обсуждения на заседании по модерации.

Отбираются работы с максимальным и минимальным количеством баллов в соответствии со схемой выставления баллов и работа, оценивание которой вызывает затруднение. Если учитель преподает в нескольких классах на одной параллели, работы отбираются из общего количества работ.

36. На заседании по модерации учителя обсуждают баллы в соответствии со схемой выставления баллов. При необходимости в схему выставления баллов вносятся изменения и/или дополнения.

37. По итогам модерации балл по суммативному оцениванию учащихся выставляется на основании схемы выставления баллов, согласованной на заседании по модерации. Работы учащихся, баллы которых подлежат изменению перепроверяются учителями. Балл за суммативную работу по итогам модерации может быть изменен как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения.

38. По завершению модерации подписывается протокол заседания по итогам проведения модерации результатов суммативного оценивания за четверть по форме в соответствии с приложением 2 к настоящим Правилам. Протокол хранится у руководителя методическим объединением.

5. Порядок выставления четвертных и годовых оценок

39. В классном журнале отмечается посещение занятий учащимися в течение учебной четверти, заполняются темы и выставляются Результаты обучения учащихся выставляются на основании четвертной и годовой оценки в соответствии с приложением 3 к настоящим Правилам.

40. Результаты учащихся за       суммативное      оценивание       за разделы/сквозные темы и четверти, выраженные в баллах, выставляются в электронном журнале критериального оценивания (далее – электронный журнал) и учитываются при выставлении четвертных и годовых оценок.

41. Информация по итогам суммативного оценивания за раздел/сквозную тему предоставляется учащимся    и    родителям    или    иным    законным представителям в виде рубрики с описанием уровней учебных достижений учащихся в электронном формате посредством дневника критериального оценивания     в     информационной      системе      «Единая      информационно-образовательная среда» автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы».

42. Табель успеваемости учащихся с четвертными, годовыми и итоговыми оценками предоставляется родителям или иным законным представителям для ознакомления в недельный срок со дня завершения четверти и учебного года.

43. В первом полугодии 1 класса суммативное оценивание уровня усвоения учебного материала не проводится. Четвертная оценка выставляется только в 3 и 4 четверти.

44. Порядок выставления четвертных и годовых оценок по предметам, по которым не проводится внешнее суммативное оценивание:

– четвертная оценка выставляется на основании результатов суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и четверть в процентном соотношении 50 % на 50 %.

Четвертная оценка по предмету «Физическая культура» выставляется на основании результатов суммативного оценивания за раздел/сквозную тему;

– годовая оценка выставляется на основании результатов за четыре четверти по суммативному оцениванию за разделы/сквозные темы и четверть в процентном соотношении 50% на 50%.

В 1 классе годовая оценка выставляется на основании результатов за 3 и 4 четверти по суммативному оцениванию за разделы/сквозные темы и четверть в процентном соотношении 50% на 50%.

44-1. Порядок выставления четвертных и годовых оценок по учебным предметам учащимся, принятым на обучение в Интеллектуальную школу:

– четвертная оценка выставляется на основании результатов суммативной работы, разработанной по изученным темам учащегося в Интеллектуальной школе по соответствующим предметам. Оценка выставляется по 5-ти балльной системе оценивания;

четвертная оценка выставляется на основании четвертной оценки, выставленной в организации среднего образования, при условии предоставления    учащимся    документов,    подтверждающих   освоение учебных программ;

– годовая оценка высчитывается как среднее арифметическое значение суммы четвертных оценок/семестра (по 5-ти балльной системе оценивания) за четверти/семестры, за исключением случая, определенного в абзаце третьем пункта 45.

44-2. Результаты учащихся, обучающихся по Образовательной программе и переведенных на обучение внутри сети Назарбаев Интеллектуальных школ, продолжают выставляться в электронном журнале.

45. Порядок выставления четвертных и годовых оценок учащимся, принятым в конце 4 четверти, в том числе в сроки проведения суммативного оценивания за четверть по учебным предметам, которые не изучались учащимися:

– четвертная оценка, выставляется на основании результатов суммативной работы. На период летних каникул Интеллектуальная школа организует дополнительные занятия, составляет программу самостоятельного изучения предмета учащимся, организует онлайн поддержку учителем. Суммативная работа по предметам разрабатывается Интеллектуальной школой по изученным темам учащегося и проводится не позднее 25 августа текущего года;

– годовая оценка выставляется на основании результатов суммативной работы за 4 четверть.

46. Исключен; 47. Исключен; 47- Исключен;

47-2. Порядок выставления четвертных и годовых оценок по учебным предметам, которые не изучались учащимися, переведенными внутри сети Назарбаев Интеллектуальных школ:

– четвертная и годовая оценка выставляется в порядке, определенном в пункте 44 настоящих Правил.

6. Перевод учащихся в следующий класс

48. Учащиеся, успешно освоившие содержание учебных программ по предметам Образовательной программы, решением Педагогического совета Интеллектуальных школ переводятся в следующий класс.

49. Учащиеся 1 классов на повторный год обучения не оставляются, за исключением учащихся, которые могут быть оставлены по рекомендации психолого-медико-педагогической консультации и    по    согласованию    с родителями или иными законными представителями.

50. Учащиеся 1-4, 7-9 классов, имеющие годовые оценки «5» по всем предметам награждаются Похвальным   листом    на    основании   решения Педагогического совета.

51. Исключен.

52. Освобождение учащихся по    состоянию    здоровья   от    уроков физической культуры не влияет на их перевод в следующие классы.

7. Мониторинг учебных достижений

53. С целью оценки учебных достижений учащихся ЦПИ проводит мониторинг учебных достижений учащихся. Перечень учебных предметов, классы, в которых проводится мониторинг, форма проведения мониторинга и сроки утверждаются приказом Председателя Правления АОО в начале каждого учебного года в соответствии с Политикой оценивания учебных достижений учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ, утверждаемой решением Правления АОО.

54. Мониторинг учебных достижений учащихся осуществляется в разных формах (тесты, контрольные работы и т.д.).

55. По итогам мониторинга учебных достижений учителям, учащимся, родителям или иным      законным     представителям     предоставляются индивидуальные отчеты с результатами мониторинга.

56. Результаты мониторинга учебных      достижений      учащихся используются учителями для корректировки образовательного процесса.

8. Порядок оценивания учебных достижений учащихся, обучающихся в форме экстерната

57. Учащиеся, обучающиеся в форме экстерната, выполняют три суммативные работы в течение каждой четверти, содержание которых охватывает материал учебной программы по предмету за соответствующую четверть.

Суммативные работы выполняются в следующем порядке:

1) по предметам, которые не изучаются в зарубежном учебном заведении; 2) по предметам, которые изучаются в зарубежном учебном заведении, но

содержание их учебных программ не сопоставимо с содержанием учебных программ Образовательной программы.

Разработку суммативной работы проводит Интеллектуальная школа самостоятельно.

Результаты суммативного оценивания выставляются в электронном журнале регистрации результатов оценивания учебных достижений учащихся.

Оценивание по предметам «Физическая культура», «Искусство», не проводится, а в документе об образовании производится запись «не изучался» (-ось)».

При изучении предметов «Физическая культура», «Искусство», в зарубежном учебном заведении в документе об образовании выставляется годовая оценка при представлении документов, подтверждающих освоение учебных программ по данным предметам.

58. Учащимся, обучавшимся в форме экстерната полный учебный год, в том числе учащимся непрерывно в течение 2 (3) лет, оценки (баллы) за четверть не выставляются.

59. Выставление годовых оценок учащимся, обучавшимся в форме экстерната полный учебный год, в том числе учащимся, обучавшимися в форме экстерната непрерывно в течение 2 (3) лет осуществляется в следующем порядке:

1) оценки (баллы) по предметам, которые изучались в зарубежном учебном заведении, являются основанием для выставления годовых оценок учащемуся при представлении документов, подтверждающих освоение учебных программ в зарубежном учебном заведении и при условии сопоставимости содержания предметов их учебных программ с учебными программами Образовательной программы.

При отсутствии сопоставимости содержания учебных программ по предметам с учебными программами Образовательной программы, годовые оценки выставляются в порядке, установленном для предметов, которые не изучались в зарубежном учебном заведении.

2) по предметам, которые не изучались в зарубежном учебном заведении, годовые оценки выставляются на основании результатов суммативных работ, которые выполняются три раза в каждой четверти в течение учебного года. Годовая оценка рассчитывается как среднеарифметическое значение суммы баллов.

60. Выставление четвертных и    годовых    оценок    для    учащихся, вернувшихся в Интеллектуальную школу в течение года осуществляется в следующем порядке:

– четвертная оценка выставляется на основании результатов суммативного оценивания за период обучения в Интеллектуальной школе;

– годовая оценка по предметам, которые изучались в зарубежном учебном заведении, выставляется с учетом результатов суммативного оценивания за период обучения в Интеллектуальной школе и оценок (баллов), полученных в зарубежном                         учебном      заведении      при      представлении      документов, подтверждающих освоение учебных программ в зарубежном учебном заведении и при условии сопоставимости содержания предметов их учебных программ с учебными программами Образовательной программы. Годовая оценка рассчитывается как среднеарифметическое значение суммы четвертных оценок (по пятибалльной системе оценки знаний). В спорном случае округление оценки производится в сторону повышения. При отсутствии сопоставимости содержания учебных программ, годовая оценка выставляется в порядке, установленном для предметов, которые не изучались в зарубежном учебном заведении;

– годовая оценка по предметам, которые не изучались в зарубежном учебном заведении, выставляется на основании результатов суммативного оценивания за четыре          четверти.   Годовая   оценка    рассчитывается   как среднеарифметическое значение суммы четвертных оценок (по пятибалльной системе оценки знаний).

9. Порядок оценивания учебных достижений учащихся, которым предоставлен академический отпуск

61. Учащимся, находившимся в академическом отпуске, и вернувшимся в Интеллектуальную школу до завершения учебного года выставляется:

– четвертная оценка на основании результатов суммативного оценивания за разделы/сквозные темы и четверть в процентном соотношении 50% на 50%;

– годовая оценка выставляется на основании результатов по суммативному оцениванию за разделы/сквозные темы и четверть в процентном соотношении 50% на 50% за период обучения в Интеллектуальной школе.

62. Учащимся, находившимся в академическом отпуске, и вернувшимся в Интеллектуальную школу после завершения учебного года, проводится суммативное оценивание за год по предметам не позднее 25 августа текущего года, за исключением учащихся, которые продолжают обучение в том классе, с которого он оформлял академический отпуск.

Суммативная     работа     за     год     разрабатывается     и     проводится Интеллектуальной школой. Результаты суммативного оценивания являются основанием для выставления годовой оценки.

62-1. Результаты учащихся, обучившихся в медицинских организациях в период нахождения в академическом отпуске, принимаются при условии представления ими документов, подтверждающих освоение учебных программ (табель успеваемости) и при условии сопоставимости содержания предметов их учебных программ с учебными программами Образовательной программы. Годовая оценка рассчитывается как среднеарифметическое значение суммы четвертных оценок (по пятибалльной системе оценки знаний). В спорном случае округление оценки производится в сторону повышения.

10. Порядок обеспечения особых условий учащимся с особыми потребностями

63. Для учащихся с особыми потребностями в период проведения суммативного оценивания предоставляются виды особых условий согласно Приложению 5 настоящих Правил при наличии подтверждающих документов (заключение врачебно-консультативной комиссии (далее – ВКК), заключение медико-социальной экспертизы по месту проживания (далее – МСЭ) или справка специализированных медицинских организаций).

64. Применение вида особых условий для учащихся с особыми потребностями утверждается приказом директора Интеллектуальной школы.

65. Учащимся с особыми потребностями баллы за суммативное оценивание и оценки выставляются в соответствии с порядком, установленным в настоящих Правилах.

66. Обеспечение особых условий учащимся с особыми потребностями не должно предоставлять необоснованное преимущество над другими учащимися.

 

 

Приложение 3 к Правилам критериального оценивания

учебных достижений учащихся 1-11 классов

автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

Шкала перевода баллов в оценки

 

Процентное содержание баллов суммативного оценивания

 

 

Показатель оценивания

 

 

 

Оценка

1 класс  

2-11 классы

0%-20% 0%-39% Неудовлетворительно «2»
21%-50% 40%-64% Удовлетворительно «3»
51%-80% 65%-84% Хорошо «4»
81%-100% 85%-100% Отлично «5»