Ключ к сердцу ребенка

Ключ к сердцу ребенка

          Когда моя дочь Аренова Айша, ныне ученица 9А класса НИШ ФМН г. Алматы, начала свое обучение в этой особой школе, одним из первых учителей, с кем мне довелось познакомиться, оказалась  преподаватель казахского языка и литературы Шынаркуль Умиртаевна Арпабекова. На родительском собрании класса мы разговорились с ней о текущей теме по казахской литературе, которую тогда проходили дети: поэме “Козы Корпеш- Баян-сулу”. Меня удивил, даже должен сказать больше, поразил подход к изучению этой древнейшей поэмы, которая является духовным наследием многих кочевых народов мира. Я как раз перед этим прочитал статью известного казахстанского историка Ж. Артыкбаева об этой поэме, которую он начинает эпиграфом – словами академика Алькея Маргулана “Қозы Көрпеш – Баян сұлу – қазақ эпосыңын ең ескі, ең жойқын түрі” и далее приводит точку зрения академика, что эта поэма – творение эпохи трёхтысячелетней давности. Но не в древности, конечно, дело, а о ее месте в духовном наследии нашего народа.

 Наши дети обязательно должны знать эту поэму, как скандинавы -“Калевалу” или европейцы “Иллиаду” и “Одиссею” Гомера. И то, что изучению этой поэмы посвящена целая четверть – это просто великолепно! Ну, конечно, если это изучение предусмотрено учебной программой, то в чем заслуга учителя? А вот о заслугах учителя я уже узнал от своих детей и их кураторов. Следом за Айшой, в НИШ поступил еще младший сын Айбек. Они  мне рассказывали, как скрупулезно, методично они изучали поэму, как учитель растолковывала старинные места поэмы, непонятные современному читателю, какой был строгий спрос на “суммативках”. Оценки были всегда не очень высокие, но всегда справедливые.

 Также требовательна Шынаркуль Умиртаевна на уроках казахского языка, но не только требовательна, но и щедра на знания, с которыми она делится с учениками. Я с удивлением узнал от дочери, что Шынаркуль Умиртаевна поначалу была учителем русского языка, причем, не простым, а видным среди своих коллег, с великолепным знанием русского языка и литературы. И с обретением независимости Казахстана, она решила посвятить себя родному языку. Уже в зрелые годы она нашла в себе силы  изменить свою профессию, профессионально изучить казахскую литературу и язык, став блестящим преподавателем – казаховедом. Она принимает участие различного рода комиссиях, экспертизах, совещаниях, консультациях, где собираются наиболее опытные педагоги страны и рассматриваются важные вопросы методики преподавания казахского языка и литературы. Ведь дисциплина казахского  языка- основополагающий предмет в школе, который дает не только знание и навыки речи (говорения) и  письма на родном языке, но и закладывает вместе с родной литературой основы национального самосознания, национальной  культуры и поведения. Ведь, в первую очередь, для наших детей важно стать не просто современно образованными людьми, а патриотами своей страны, носителями и пропагандистами национальной культуры и родного языка. В этом важнейшем воспитательном процессе роль учителей казахского языка трудно переоценить, и, среди них Шынаркуль Умиртаевна  – одна из лучших преподавателей казахского языка  в Казахстане, достойно выполняющая свою высокую миссию!

С большим уважением, Мурат Майханович Аренов